ВЫСОКИЕ ГОРЫ - ВЫСО́КИЕ ГО́РЫ (Усадьба Усачевых-Найденовых), выдающийся памятник классицизма в Москве (ул. Земляной Вал, 54).
Исторический очерк
В июне 1828 известные в Москве чаеторговцы Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачевы приобрели участок земли у купеческой вдовы Степаниды Невежиной на высоком берегу реки Яузы. Впоследствии участок этот был значительно расширен. По их заказу в 1829-31 архитектором Д. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович) (при участии А. Г. Григорьева) был отстроен усадебный комплекс, во многом сохранившийся до наших дней. Петр Николаевич был страстным садоводом-любителем, им был oстроен регулярный парк с образцовыми оранжереями, пользовавшимися в Москве известностью и посещавшимися москвичами. Усачевы были так популярны в Москве, что даже сам Высокояузский мост назывался «усачевским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1854 имение Усачевых было продано Герасиму Ивановичу Хлудову, занимавшему до этого особняк неподалеку (Земляной вал, 56). Около трех лет понадобилось Г. Хлудову, чтобы обустроить владение по собственному вкусу. Об этой усадьбе так было написано в журнале «Исторический Вестник» за 1893: «...дом, принадлежащий наследникам Гер. И. Хлудова, стоит у самого спуска к Высокому мосту. Прежде он принадлежал купцам Усачевым и чуть не сделался настоящим дворцом: Великая Княгиня Елена Павловна так прельстилась его изящною в своей простоте архитектурой, значительно напоминающей Останкинский дом графов Шереметевых, чрезвычайно внушительной наружностью и счастливым местоположением на гребне возвышенного холма, что выражала настойчивое желание приобрести его в собственность, и только когда это по каким-то причинам оказалось невозможным, приобрела недвижимость на Остоженке». Художником Боголюбовым была написана картина «Вид на Москву из Хлудовского сада», по которой можно судить о великолепном местоположении усадьбы и прекрасном виде, открывавшемся на город. Картина эта в настоящее время находится в музейной экспозиции усадьбы Кузьминки. Далее в том же «Историческом Вестнике» можно прочитать: «...дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию...». При Хлудовых усачевский усадебный парк был расширен и обогащен тропическими и субтропическими растениями, в дом и сад была проведена вода из мытищинского водопровода, в главном корпусе было устроено калориферное отопление. Хлудовский дом задавал тон всей московской буржуазии. Гостей поражал парк с редкими породами деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров; в теплой оранжерее, построенной в 1880, выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, изумительные розы и белые гортензии.
Герасим Иванович был коллекционером, с 1850-х гг. в усадьбе появилась картинная галерея. Начало ей положили картины тогда еще юного В. Г. Перова (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич) «Приезд станового на следствие» (1851) и «Первый чин дьячковского сына» (1858). Затем появились «Разборчивая невеста» П. А. Федотова, «Вирсавия» К. П. Брюллова (эскиз), пейзажи И. К. Айвазовского (см. АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович) и А. П. Боголюбова (см. БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович).
После смерти Г. И. Хлудова в 1885 усадьба перешла к его наследницам - четырем дочерям, имевшим к тому времени свои семьи. Коллекция картин была поделена между наследницами. Усадьбу вскоре выкупила у своих сестер Александра Г. Найденова. В усадьбе Найденова не жила, имея собственный дом на Покровском бульваре, но поддерживала в ней идеальный порядок вплоть до революции и национализации.
Архитектурный ансамбль усадьбы
В своей книге «Подмосковные», вышедшей в 1914 году, Ю. Шамурин писал: «Когда искусство эпохи классицизма займет подобающее ему место в общественном мнении, дом Найденовых станет такой же гордостью, таким же художественным украшением Москвы, как Кремль, здание Румянцевского музея, Третьяковская галерея и т. п.». В отношении архитектуры и общего художественного облика дом Найденовых превосходит Останкино и Кузьминки. По типу домов усадебный дом близок к более популярному Опекунскому совету на Солянке, построенному тем же Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович) на несколько лет позднее. Та же ионическая колоннада в один второй этаж, поставленная на массивных арках, тот же купол с многочисленными круглыми окнами, та же рустовка нижнего этажа. В зале дома Найденовой по эскизам Жилярди расписаны потолки. Главный дом поставлен вдоль улицы, оформляя вместе с подпорной стеной пандуса значительный отрезок проезда вдоль срытого Земляного Вала. Своим внушительным видом он фиксирует наиболее высокое место прибрежного рельефа. От проезжей части улицы дом отделял небольшой палисадник, как это было предписано Комиссией для строений. Как всякое классическое здание, оно имеет центрально-осевую композицию и главную точку зрения: дом Усачевых поставлен так, что его поперечная ось совпадает с осью расположенного напротив Грузинского переулка. Поднятый на уровень второго этажа портик замыкает таким образом открывающуюся с переулка перспективу. Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов. От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами. Под парк была использована южная часть усадьбы, спускающаяся к Яузе, а под хозяйственный двор и огороды отведены северная и северо-восточная зоны участка. В парке еще при Усачевых были построены Музыкальный павильон и Чайный домик, строения изящные и изумительные по красоте. До нашего времени не дошли. Зато сохранились 2 беседки, возведенные в 1835. Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней. Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор. Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович) отнес к «жемчужинам русского искусства».